Реабилитация больных шизофренией
Только один из семи пациентов выздоравливает после первого психотического эпизода, несмотря на психиатрическую помощь. Реабилитационные методы были разработаны для улучшения функциональных результатов и ускорения выздоровления.
На сегодняшний день основными видами реабилитации психических расстройств являются:
- Когнитивная коррекция — эффективна при восстановлении когнитивных нарушений, социальных навыков и, в меньшей степени, на уменьшение негативных симптомов.
- Психообразование- для улучшения комплаентности и уменьшения рецидивов.
- Когнитивно-поведенческая терапия- направлена на уменьшения психологической актуализации симптомов. Каждый тип реабилитационных методов имеет разные цели, но каждый способствует функциональному восстановлению.
Все психосоциальные реабилитационные вмешательства следует рассматривать как научно обоснованные методы лечения шизофрении, и они должны стать основной частью стандартного лечения заболевания.
Когнитивная коррекция
Когнитивная коррекция шизофрении — это «вмешательство, основанное на обучении поведению, которое направлено на улучшение когнитивных процессов (внимание, память, исполнительные функции, социальное познание) с целью обеспечения устойчивости и обобщения». Таким образом, когнитивная коррекция направлена на ограничение влияния когнитивных нарушений на повседневное функционирование.
Когнитивные расстройства встречаются очень часто: у четырех из пяти пациентов, страдающих шизофренией, наблюдаются когнитивные нарушения. Кроме того, когнитивные расстройства являются основной детерминантой функциональной инвалидности. Поскольку когнитивные нарушения при шизофрении очень вариабельны, всем пациентам следует предлагать нейрокогнитивную оценку, чтобы определить их когнитивные профили, определить функциональные последствия когнитивного расстройства и их когнитивные сильные и слабые стороны. Также важна оценка социального познания.
Цена на услуги
- СТАЦИОНАР
Психообразование
Психотический опыт часто приводит к ощущению непоследовательности и потери направления в жизни человека. На ранних стадиях болезни люди часто чувствуют себя пассивными жертвами шизофрении, поскольку теряют чувство личной эффективности и надежды на выздоровление.
Психообразование определяется как «систематическая, структурированная, дидактическая информация о болезни и ее лечении и включает в себя интеграцию эмоциональных аспектов, чтобы помочь пациентам и/или семье пациента справиться с болезнью». Оно имеет общие структурные компоненты, поскольку каждая программа разрабатывается и проводится специалистами в области здравоохранения.
Отношения сотрудничества устанавливаются между специалистами в области психического здоровья и пациентами или их семьями, чтобы помочь последним разделить бремя болезни и работать над выздоровлением пациентов. Основными элементами программ психообразования являются информация о признаках и симптомах шизофрении, профилактика рецидивов и лечение психозов.
Другая важная цель — помочь пациентам найти смысл своей болезни и принять конструктивное отношение к пережитому ими психозу. Психообразование должно предоставлять пациентам информацию о болезни и ее лечении, а также о том, как справиться с болезнью и решать проблемы, а также о том, как получить доступ к службам охраны психического здоровья, с целью помочь пациентам лучше справляться с болезнью.
Семейная психокоррекция имеет много общего с психообразованием пациентов. Она предоставляет родственникам информацию о характере, симптомах и диагностике заболевания, чтобы помочь им определить его возможные проявления. В нем подчеркивается, что психоз может усугубляться стрессом или употреблением психоактивных веществ, помогает выявить сигнальные симптомы, указывающие на рецидив, и описывается влияние фармакологического и психосоциального лечения. Семейное психотерапия направлена на улучшение исходов как для пациента, так и для семьи, т. е. на снижение бремени болезни.
Психообразование направлено на то, чтобы помочь пациентам и их семьям понять болезнь и лечение, сотрудничать со специалистами, осуществляющими лечение, вести более здоровый образ жизни и поддерживать или улучшать качество своей жизни; следовательно, это оказывает влияние на несколько функциональных детерминант, таких как вовлеченность в оказание помощи (активное участие в определении планов лечения, способность обращаться за помощью в случае необходимости и т. д.), устойчивость и самостигматизация.
Когнитивно-поведенческая терапия
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) является неотъемлемой частью немедикаментозных методов терапии при шизофрении. Они представляют собой разнородную группу методов лечения, имеющих общие черты, при этом основными являются обучение социальным и поведенческим навыкам.
Социальные навыки состоят из трех основных компонентов: «навыки получения» (социальное восприятие), «навыки обработки» (социальное познание) и «навыки отправки» (поведенческие реакции или выражение). Отсутствие социальных навыков является одним из основных недостатков у людей с шизофренией. Нарушение социальных навыков значительно снижает автономию пациента и может привести к социальной самоизоляции.
Поведенческая психотерапия шизофрении в первую очередь основана на освоении новых модальностей социального взаимодействия. Обучение социальным навыкам основано на теории оперантного обусловливания и обучения, т.е. на принципах и методах поведенческой терапии для обучения людей сообщать о своих эмоциях и запросах, чтобы они с большей вероятностью достигали своих целей и удовлетворяли свои потребности. Хотя программы обучения социальным навыкам различаются по условиям реализации, продолжительности и содержанию, все они используют схожий подход к обучению навыкам, включая постановку целей, ролевое моделирование, репетицию поведения, положительное подкрепление, корректирующую обратную связь, методы решения проблем и домашние задания для практики. Пациенты обычно обучаются социальным навыкам в группах под руководством двух терапевтов. Обучение пациентов в группе дает возможность для самопомощи и поддержки других, а также позволяет участникам учиться на реальном жизненном опыте.
Обучение социальным навыкам нацелено на социальные, независимые жизненные навыки и, таким образом, вероятно, оказывает влияние на такие факторы, как социальное познание и функциональные способности.
Собственный стационар
Фото клиники Роса на Серебрякова
Фото клиники Роса на Щепкина
Наши специалисты
Более 15 лет мы помогаем людям преодолевать самые сложныеМы гордимся тем, что можем предложить вам лучших специалистов в своей области!
Наши врачи — это не просто профессионалы своего дела, это люди, которые искренне заботятся о вас и вашем благополучии.